Японское воспитание
- КендиТерриЯ
- Основатель и ex-админ candy-terry.com
- Сообщения: 4645
- Зарегистрирован: 05 июн 2006, 11:01
- Род занятий: http://candy-terry.com
- Откуда: Украина
- Контактная информация:
Японское воспитание
Вот нашла интересную статью о особенностях воспитания в Японии. Мне бы очень хотелось услышать Ваше мнение
Воспитание для взрослых
Прожив в Японии шесть лет, я поняла: самое удивительное в Стране восходящего солнца ? обычный японский детский сад. Сюрпризы начались с первого телефонного звонка. Оказалось, что для определения ребенка в ясли (?хойкуэн?) нужно доказать, что оба родителя работают больше четырех часов в день. Причем доказать это нужно с документами в руках, а потом два раза в год подтверждать, что служебная нагрузка остается на прежнем уровне. В ?хойкуэне? ребенка нянчат с 8 утра до 6?7 вечера, кормят его обедом и полдником, а на субботу для желающих вводят укороченный день.
Тем семьям, где один из родителей работает меньше четырех часов в день, ребенка нужно отдавать в детский сад ?етиэн?. Продолжительность рабочего дня здесь не более шести часов, зато детей здесь не только кормят и нянчат, но и воспитывают. Поскольку дочке было уже два года, я решила отдать ее в ?етиэн?. Правда, очень скоро я убедилась, что воспитывать будут не только дочку, но и меня саму.
Обед по уставу
Воспитание началось с ?обенто? ? коробочки с обедом, которую каждая мамаша должна приготовить ребенку утром. Оказалось, содержимое моей коробочки не соответствовало требованиям.
? Обед должен быть приготовлен из 24 видов продуктов, рис не должен разваливаться, а быть липким, ? объяснила мне заведующая. ? А крашеная картошка (по-нашему ? свекла) вредна для здоровья.
После нескольких моих неудачных опытов по приготовлению еды я была приглашена на учебу в дом одной образцовой мамы, где собирались родительницы всех детей нашего маленького (23 ребенка и 3 воспитателя) детского сада.
? Селедка, тушенная с саке, ? это экономично, ? объясняли мне по ходу урока. ? Гобо (съедобный корешок) ? это полезно, а хиджики (разновидность водорослей) ? это вкусно.
Здесь же была проведена и ?лабораторная работа? ? на столе появилась выполненная по всем правилам ?мамского? устава ?обенто?. И хотя я с ужасом поняла, что при всем желании не смогу все это ни съесть, ни приготовить, и попросила об индивидуальной диете, на все мои просьбы последовал по-армейски лаконичный ответ: ?Нужно есть все?.
Возражать, как я убедилась потом, было бесполезно: в Японии принято жить по правилам группы. Для домохозяек ?мамский? коллектив ? это и есть та группа, уставу которой надо беспрекословно подчиняться. Не нравится ? уходи. Естественно, вместе с ребенком.
Попытки словчить здесь не проходят. В результате долгих хождений по магазинам я составила дочкин ?обенто? из покупных кушаний. И хотя они полностью соответствовали уставу, дочке (при всех детях) и мне (по прибытии автобуса с детьми к моему дому) было сказано: ?Если мать не готовит ребенку еду своими руками ? значит, она его не любит?.
Невзятая высота
Нельзя сказать, что ко мне плохо относились. Наоборот, старались помочь. Просто правила для всех одни. И для родителей, и для детей.
? Ваша дочь не выполнила норму на взятие высоты, ? строго сказала заведующая.
Речь шла не о прыжках в высоту. Просто наше чадо, ставшее уже четырехлетним, при подъеме на гору пустило слезу. Наказание было суровым: всех уличенных в слабости детей вместе с родителями (один папа и шесть мам) отправили на самую высокую в Саппоро гору.
? Отпустите руку ребенка. Она должна сама. ? Приказ прозвучал откуда-то сзади прямо на склоне горы, на котором я рядом с дочкой карабкалась по шатким камням с красными пометками для обозначения безопасного от камнепадов пути.
?Сами? дети должны почти все, причем с самого нежного возраста. В детском саду нет уборщицы ? дети сами моют пол, вытирают со стола. Раз в месяц они сами себе готовят еду ? жарят рыбу, лепят лепешки из риса. Для них это игра. Лениться и капризничать ? стыдно. Об этом знают и дети, и родители.
? Есть какие-нибудь вопросы или предложения? ? Финальная реплика заведующей на родительском собрании явно носила риторический характер: все и так опустили головы (провинилась с ?нормой высоты? не я одна).
По неопытности проявляю либеральную инициативу:
? Можно было выбрать гору попроще...
? А сколько вам лет? ? незамедлительно последовал контрвопрос.
Увы, в команде провинившихся я оказалась младшей. А это значило, что дискуссия закончена.
? Почему вы молчали? Разве вы со мной не согласны? ? пытала я после собрания одну из мам.
? Конечно, согласны, ? ответила она. ? Но всем нам было стыдно. Наши дети оказались не на высоте. К тому же на собрании принято говорить только в том случае, если вопрос адресован конкретно к тебе.
?Спевка? для мам
Все мои ?товарки? по детскому саду были мне незаменимой подмогой. Они учили меня сидеть по-японски, правильно выбирать кимоно и, самое главное, ? вести себя в коллективе.
? Нельзя говорить только ?нет?, ? наставляла меня одна из них. ? Придерживайся формулы ?нет-нет-да?. Говоря ?нет?, всегда улыбайся: во-первых, потому, что мы, японцы, сначала видим, а потом слышим, а во-вторых, серьезное ?нет? считается здесь очень невежливым.
Впрочем, на собраниях они снова становились членами ?мамского? коллектива, и у меня всегда возникало ощущение, что они стесняются ?выдать? наши с ними доброжелательные отношения. Впрочем, собрания к этому и не располагали.
На единственном плановом собрании, которое я высидела до конца, сказать мне было просто нечего. На повестке дня стояли вопросы об ?обенто? и о том, как чистить детям зубы. Доклады и содоклады по этим двум вопросам длились более трех часов. Потом мамы расселись полукругом, а председательствующая, сев напротив, перешла к вопросу о детских книгах. Она прочитала вслух с выражением одно из познавательных сочинений о том, как возвращается в природу то, что было съедено разными животными. По окончании чтения все разразились бурными аплодисментами: теперь ясно, как надо читать ребенку. Не поняв, что вызывает такой восторг, я не стала хлопать со всеми. И тогда сидевшая рядом мама взяла меня за запястья и похлопала моими руками ? чтобы приобщилась к коллективу.
? Кстати, вы уже получили тексты детских песен, которые мы будем петь на следующем собрании? ? спросили меня друзья.
От ?спевки? я, однако, отказалась. Побывав на собрании, я как бы сказала одно ?да? коллективу, и теперь у меня в запасе оставались два ?нет?.
Родительский строй
Ощущение, что меня по второму разу сдали в детский сад, не покидало меня даже дома. По воскресеньям к нам домой стала приходить без обязательного в Японии предварительного звонка командированная коллективом мамаша с детьми. Цель визита ? воспитательная: отучить меня от дурной привычки долго спать по воскресеньям. Журили за то, что дочка в саду поцеловала в щеку своего друга Кеске. Пытались во время детского спортивного праздника поставить босой в октябре (!) в ?мамский? строй, громко скандируя призывы в мой адрес. Стоявшая неподалеку моя приятельница, прожившая несколько лет в России, сказала, что выкликаемое в 70 ртов ?Гамбаре!? (?Постарайся!?) в той ситуации способно было заставить разуться даже умирающего японца.
Увы, я не японка. И даже захоти я из уважения к ?чужому монастырю? ? стране и ее традициям ? стать японкой, это все равно было бы невозможно. Впрочем, за то, что и моя дочь бегала вместе со всеми босиком и в шортах в октябре, я детскому саду все-таки благодарна, как благодарна каждая мать за здорового ребенка. Но не снимать же мне сапоги из благодарности?!
Криминальные хвостики
Мой и дочкин окончательный уход из детсадовского коллектива был вызван вроде бы совсем уж пустяковой причиной ? я отказалась состричь кудрявые хвостики на дочкиной голове. Борьба вокруг хвостиков была долгой: два месяца все мамы при встрече напоминали мне ? волосы ребенку неплохо бы подстричь. И этот отказ окончательно поставил меня вне рамок коллектива. Выходов из этой ситуации, по японским правилам, только два: подчинение или уход из группы. Дочка, находившаяся внутри коллектива, поняла это намного острее меня: состригла себе клок волос сама. Мне показалось, что она начала стыдиться меня ? такой непохожей на всех остальных. И тогда я поняла, что надо уходить.
Мы ушли в муниципальный ?хойкуэн? ? проще говоря, в ?продленку?, где дочка, как и другие дети, жила в своем мире, который пересекался с миром взрослых только по вечерам. Здесь дочка смогла жить среди детей без аскетического воспитания, а я опять стала взрослой.
P.S.
? Неужели вам все нравилось и вы со всем были согласны? ? поинтересовалась я у мамы из ?етиэна?.
? Конечно, нет. Но чтобы перейти в другой сад, нужно платить. К тому же переход из одного сада в другой из-за несогласия ? это пятно на репутации. Если честно, я вам завидую.
Оксана РАЗУМОВСКАЯ
?Московские новости?
Воспитание для взрослых
Прожив в Японии шесть лет, я поняла: самое удивительное в Стране восходящего солнца ? обычный японский детский сад. Сюрпризы начались с первого телефонного звонка. Оказалось, что для определения ребенка в ясли (?хойкуэн?) нужно доказать, что оба родителя работают больше четырех часов в день. Причем доказать это нужно с документами в руках, а потом два раза в год подтверждать, что служебная нагрузка остается на прежнем уровне. В ?хойкуэне? ребенка нянчат с 8 утра до 6?7 вечера, кормят его обедом и полдником, а на субботу для желающих вводят укороченный день.
Тем семьям, где один из родителей работает меньше четырех часов в день, ребенка нужно отдавать в детский сад ?етиэн?. Продолжительность рабочего дня здесь не более шести часов, зато детей здесь не только кормят и нянчат, но и воспитывают. Поскольку дочке было уже два года, я решила отдать ее в ?етиэн?. Правда, очень скоро я убедилась, что воспитывать будут не только дочку, но и меня саму.
Обед по уставу
Воспитание началось с ?обенто? ? коробочки с обедом, которую каждая мамаша должна приготовить ребенку утром. Оказалось, содержимое моей коробочки не соответствовало требованиям.
? Обед должен быть приготовлен из 24 видов продуктов, рис не должен разваливаться, а быть липким, ? объяснила мне заведующая. ? А крашеная картошка (по-нашему ? свекла) вредна для здоровья.
После нескольких моих неудачных опытов по приготовлению еды я была приглашена на учебу в дом одной образцовой мамы, где собирались родительницы всех детей нашего маленького (23 ребенка и 3 воспитателя) детского сада.
? Селедка, тушенная с саке, ? это экономично, ? объясняли мне по ходу урока. ? Гобо (съедобный корешок) ? это полезно, а хиджики (разновидность водорослей) ? это вкусно.
Здесь же была проведена и ?лабораторная работа? ? на столе появилась выполненная по всем правилам ?мамского? устава ?обенто?. И хотя я с ужасом поняла, что при всем желании не смогу все это ни съесть, ни приготовить, и попросила об индивидуальной диете, на все мои просьбы последовал по-армейски лаконичный ответ: ?Нужно есть все?.
Возражать, как я убедилась потом, было бесполезно: в Японии принято жить по правилам группы. Для домохозяек ?мамский? коллектив ? это и есть та группа, уставу которой надо беспрекословно подчиняться. Не нравится ? уходи. Естественно, вместе с ребенком.
Попытки словчить здесь не проходят. В результате долгих хождений по магазинам я составила дочкин ?обенто? из покупных кушаний. И хотя они полностью соответствовали уставу, дочке (при всех детях) и мне (по прибытии автобуса с детьми к моему дому) было сказано: ?Если мать не готовит ребенку еду своими руками ? значит, она его не любит?.
Невзятая высота
Нельзя сказать, что ко мне плохо относились. Наоборот, старались помочь. Просто правила для всех одни. И для родителей, и для детей.
? Ваша дочь не выполнила норму на взятие высоты, ? строго сказала заведующая.
Речь шла не о прыжках в высоту. Просто наше чадо, ставшее уже четырехлетним, при подъеме на гору пустило слезу. Наказание было суровым: всех уличенных в слабости детей вместе с родителями (один папа и шесть мам) отправили на самую высокую в Саппоро гору.
? Отпустите руку ребенка. Она должна сама. ? Приказ прозвучал откуда-то сзади прямо на склоне горы, на котором я рядом с дочкой карабкалась по шатким камням с красными пометками для обозначения безопасного от камнепадов пути.
?Сами? дети должны почти все, причем с самого нежного возраста. В детском саду нет уборщицы ? дети сами моют пол, вытирают со стола. Раз в месяц они сами себе готовят еду ? жарят рыбу, лепят лепешки из риса. Для них это игра. Лениться и капризничать ? стыдно. Об этом знают и дети, и родители.
? Есть какие-нибудь вопросы или предложения? ? Финальная реплика заведующей на родительском собрании явно носила риторический характер: все и так опустили головы (провинилась с ?нормой высоты? не я одна).
По неопытности проявляю либеральную инициативу:
? Можно было выбрать гору попроще...
? А сколько вам лет? ? незамедлительно последовал контрвопрос.
Увы, в команде провинившихся я оказалась младшей. А это значило, что дискуссия закончена.
? Почему вы молчали? Разве вы со мной не согласны? ? пытала я после собрания одну из мам.
? Конечно, согласны, ? ответила она. ? Но всем нам было стыдно. Наши дети оказались не на высоте. К тому же на собрании принято говорить только в том случае, если вопрос адресован конкретно к тебе.
?Спевка? для мам
Все мои ?товарки? по детскому саду были мне незаменимой подмогой. Они учили меня сидеть по-японски, правильно выбирать кимоно и, самое главное, ? вести себя в коллективе.
? Нельзя говорить только ?нет?, ? наставляла меня одна из них. ? Придерживайся формулы ?нет-нет-да?. Говоря ?нет?, всегда улыбайся: во-первых, потому, что мы, японцы, сначала видим, а потом слышим, а во-вторых, серьезное ?нет? считается здесь очень невежливым.
Впрочем, на собраниях они снова становились членами ?мамского? коллектива, и у меня всегда возникало ощущение, что они стесняются ?выдать? наши с ними доброжелательные отношения. Впрочем, собрания к этому и не располагали.
На единственном плановом собрании, которое я высидела до конца, сказать мне было просто нечего. На повестке дня стояли вопросы об ?обенто? и о том, как чистить детям зубы. Доклады и содоклады по этим двум вопросам длились более трех часов. Потом мамы расселись полукругом, а председательствующая, сев напротив, перешла к вопросу о детских книгах. Она прочитала вслух с выражением одно из познавательных сочинений о том, как возвращается в природу то, что было съедено разными животными. По окончании чтения все разразились бурными аплодисментами: теперь ясно, как надо читать ребенку. Не поняв, что вызывает такой восторг, я не стала хлопать со всеми. И тогда сидевшая рядом мама взяла меня за запястья и похлопала моими руками ? чтобы приобщилась к коллективу.
? Кстати, вы уже получили тексты детских песен, которые мы будем петь на следующем собрании? ? спросили меня друзья.
От ?спевки? я, однако, отказалась. Побывав на собрании, я как бы сказала одно ?да? коллективу, и теперь у меня в запасе оставались два ?нет?.
Родительский строй
Ощущение, что меня по второму разу сдали в детский сад, не покидало меня даже дома. По воскресеньям к нам домой стала приходить без обязательного в Японии предварительного звонка командированная коллективом мамаша с детьми. Цель визита ? воспитательная: отучить меня от дурной привычки долго спать по воскресеньям. Журили за то, что дочка в саду поцеловала в щеку своего друга Кеске. Пытались во время детского спортивного праздника поставить босой в октябре (!) в ?мамский? строй, громко скандируя призывы в мой адрес. Стоявшая неподалеку моя приятельница, прожившая несколько лет в России, сказала, что выкликаемое в 70 ртов ?Гамбаре!? (?Постарайся!?) в той ситуации способно было заставить разуться даже умирающего японца.
Увы, я не японка. И даже захоти я из уважения к ?чужому монастырю? ? стране и ее традициям ? стать японкой, это все равно было бы невозможно. Впрочем, за то, что и моя дочь бегала вместе со всеми босиком и в шортах в октябре, я детскому саду все-таки благодарна, как благодарна каждая мать за здорового ребенка. Но не снимать же мне сапоги из благодарности?!
Криминальные хвостики
Мой и дочкин окончательный уход из детсадовского коллектива был вызван вроде бы совсем уж пустяковой причиной ? я отказалась состричь кудрявые хвостики на дочкиной голове. Борьба вокруг хвостиков была долгой: два месяца все мамы при встрече напоминали мне ? волосы ребенку неплохо бы подстричь. И этот отказ окончательно поставил меня вне рамок коллектива. Выходов из этой ситуации, по японским правилам, только два: подчинение или уход из группы. Дочка, находившаяся внутри коллектива, поняла это намного острее меня: состригла себе клок волос сама. Мне показалось, что она начала стыдиться меня ? такой непохожей на всех остальных. И тогда я поняла, что надо уходить.
Мы ушли в муниципальный ?хойкуэн? ? проще говоря, в ?продленку?, где дочка, как и другие дети, жила в своем мире, который пересекался с миром взрослых только по вечерам. Здесь дочка смогла жить среди детей без аскетического воспитания, а я опять стала взрослой.
P.S.
? Неужели вам все нравилось и вы со всем были согласны? ? поинтересовалась я у мамы из ?етиэна?.
? Конечно, нет. Но чтобы перейти в другой сад, нужно платить. К тому же переход из одного сада в другой из-за несогласия ? это пятно на репутации. Если честно, я вам завидую.
Оксана РАЗУМОВСКАЯ
?Московские новости?
- КендиТерриЯ
- Основатель и ex-админ candy-terry.com
- Сообщения: 4645
- Зарегистрирован: 05 июн 2006, 11:01
- Род занятий: http://candy-terry.com
- Откуда: Украина
- Контактная информация:
вот это да...особенно поразил момент, когда ребенку было сказано, что мама его не любит да и вообще...кошмар какой-то...конечно, быть индивидуалистом в любой стране обозначает частенько стоять в стороне, в лучшем случае в окружении таких же индивидуалистов, а то и вовсе в гордом одиночестве, но чтобы так подавлялась личность...в общем, я, честно говоря, в шоке.
-
- Победитель конкурса
- Сообщения: 6355
- Зарегистрирован: 30 июл 2007, 09:52
- Контактная информация:
даже не знаю, что сказать. с одной стороны, выглядит все как лучше, а в итоге... хотя ведь никто не держит. Хочешь - подстраивайся в коммуну, хочешь - деньги плати за другой дет.сад.
Спартанское воспитание, однако.
В наших детских садиках родителей тоже частенько воспитывают вместе с детьми. А вот такого стремления к здоровому образу жизни в наших садиках и в помине нет, не говоря уже о том, что детская инициатива наказуема. Так что однозначно осуждать не могу. Просто такая школа, такое направление. Пожалуй, по нашим меркам, слишком жесткая, но не лишенная смысла.
Спартанское воспитание, однако.
В наших детских садиках родителей тоже частенько воспитывают вместе с детьми. А вот такого стремления к здоровому образу жизни в наших садиках и в помине нет, не говоря уже о том, что детская инициатива наказуема. Так что однозначно осуждать не могу. Просто такая школа, такое направление. Пожалуй, по нашим меркам, слишком жесткая, но не лишенная смысла.
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 9 гостей